120

Легализация преступных доходов

Противодействие легализации доходов, полученных приступным путем в кредитных организациях Российской Федерации

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как первостепенной цели своей деятельности на основании специального разрешения, иначе говоря лицензии, Центрального Банка РФ, имеет право осуществлять банковские операции. Данные операции подвержены высокому риску использования в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Стоит отметить, что по оценкам экспертов, ежегодно “отмываемые” средства составляют более 1,5 трлн. долларов, а сама деятельность стала неким самостоятельным, прибыльным и очень быстро растущим сектором теневой экономики. При этом общий ущерб, который наносится обществу и экономике, очевидно, намного существеннее по причине присутствия специальных “отмывочных” схем во многих экономических преступлениях. Легализация доходов тесно связана с такими явлениями, как отток капитала за рубеж, коррупция, использование российскими компаниями и банками специальных офшорных юрисдикций для сокрытия источника происхождения доходов и массового уклонения от налогов. По данным Банка России только за 2013 год отток капитала из страны составил около 60 млрд. долларов США, из которых на статью платежного баланса России «Сомнительные операции» пришлось более 83%. За последние четыре года около 170 банков провели сомнительные операции на 4,5 трлн. рублей.

Понятие “отмывания” денег характеризуют как процесс, с помощью которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются так, чтобы казаться имеющими законное происхождение. Иными словами, термин “отмывание” денег обозначает процесс преобразования денег, полученных нелегально, в деньги, которые якобы были добыты легально.  В международном праве определение легализации доходов от преступной деятельности было дано еще в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, которая оказала существенное влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Перечислим основные причины, по которым “отмывание” можно считать преступлениями с повышенной степенью общественной опасности.

Первая причина – экономическая. По подсчетам Международного Валютного Фонда (МВФ), ежегодно легализуется 2–3% от мирового ВВП. В России эта доля, согласно исследованиям 2005–2007 гг., составляла порядка 25% от ВВП. К сожалению, более поздних масштабных исследований этого вопроса нет. На основе статистики мирового и российского ВВП несложно подсчитать, что объем легализованных денежных средств в мире составляет не менее 2200 млрд. долларов, а российский рынок легализации – никак не меньше 39 млрд. долларов (а скорее в районе 130 млрд. долларов, если исходить из доли в 10%). То есть в российской экономике ежегодно присутствует огромная доля «грязных денег”, существенно влияющая на все происходящие в стране экономические процессы. Теневая экономика предполагает свои правила игры, далекие от тех, что задает государство.

Вторая причина – коррупционная. Эксперты FATF регулярно отмечают связь между числом коррупционных преступлений и эффективностью борьбы с отмыванием денег. В большинстве западных стран давно пришли к выводу о том, что некоторые криминальные явления в обществе значительно проще устранить, борясь не с ними напрямую, а с их следствием. Например, чиновник, либо другое высокопоставленное лицо, получает крупную взятку за какую-либо “услугу” для взяткодателя. Выявить преступление на стадии получения взятки практически невозможно (по данным многочисленных исследований, около 95% всех случаев дачи и получения взятки не обнаруживается правоохранительными органами). Но чиновник получает денежные средства не для того, чтобы хранить их дома в комоде, он хочет их тратить. При этом он сам находится внутри “правового поля”, предоставляет различные декларации, отчитывается о доходах как за себя, так и за родственников. Поэтому, чтобы иметь возможность потратить полученные “грязные деньги”, он должен их как-то легализовать. Если такой возможности не будет, для него потеряет смысл то коррупционное преступление, которое он совершил. Перекрыв основные каналы отмывания денег, государство лишает смысла коррупционные преступления. Значит, борьба с отмыванием денег – это, по сути, борьба с коррупцией.

Третья причина – криминальная. Деятельность организованных преступных групп в основном направлена на получение доходов. В дальнейшем эти деньги вкладываются в легальный финансовый оборот. Зачастую задача состоит в том, чтобы полностью перевести криминальный бизнес в легальную сферу, что получается особо эффективно, если наличные деньги перевести в электронные через какой-либо банк.

Четвертая причина – террористическая. В последние годы в мире участились случаи, когда приобретенные в результате совершения преступления деньги стали использоваться для совершения абсолютно новых преступлений.

Изучив основные причины опасности, стоит отметить методы, с помощью которых преступники, используя кредитные организации, вместо “грязных” денег получают “чистые”:

  • Смерфинг — превращение наличных денег в так называемые “квазиденьги”, финансовые инструменты (ценные бумаги, обязательства, фьючерсы, опционы и т.д.);
  • Использование “коллективных” счетов;
  • Обмен банкнот мелкого достоинства на купюры более крупного;
  • Обменные сделки – организованный, массовый обмен денег на другую валюту или купюры иного достоинства;
  • Проработка структуры операций с наличными деньгами;
  • Использование транзитных счетов;
  • Контроля над финансовыми учреждениями;
  • Незаконное использование исключений из закона;
  • Перевод “грязных” денег за рубеж;
  • Использование корреспондентских отношений между банками;
  • Создание ложного бумажного следа;
  • Объединение законных и незаконных фондов;
  • Механизм гарантии ссуды.

По указанным направлениям деятельности преступников распределяется и противодействие им кредитных организаций.

Борьба с отмыванием денежных средств аккумулируется в программные комплексы по противодействию легализации доходов, которые получены преступным путем, и пресечению финансовых потоков, которые предназначаются для террористической деятельности. Многие банки отражают аспекты деятельности своих программ на официальных сайтах. В каждом банке разрабатываются основные правила и программы внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, включающие в себя, к примеру, следующие пункты:

— программу по самой организации данной системы по противодействию легализации доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма;

— программу идентификации банком клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;

— программу управления риском отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

— программу выявления в деятельности клиентов операций, которые подлежат обязательному контролю, и операций с денежными средствами или иным имуществом в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

— программу подготовки и обучения сотрудников банка по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

— программу, организацию работ по отказу заключения договора банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами, отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции и по расторжению договора банковского счета (вклада) в соответствии с Федеральным законом «O противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №115-ФЗ;

— программу, задающую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

— программу, определяющую порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом.

Стоит отметить, что банки вправе разрабатывать иные программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

По данным на 11.10.2016, за прошедший год ЦБР отозвал лицензии у более чем 120-ти кредитных организаций, в список которых попали небезызвестные: Внешпромбанк, Развитие, Военно-Промышленный Банк, ФПБ Банк, Роспромбанк. Данные кредитные организации были закрыты по вышеуказанной статье Федерального закона от 7 августа 2001 «O противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №115-ФЗ.

На сегодняшний день ЦБР, как регулятор, стал более пристально изучать операции банков, что и дало повод для различных ограничений деятельности недобросовестных участников рынка, что связано как с недостоверной отчетностью ряда игроков, так и с ухудшением качества активов банков по мере ухудшения финансового состояния клиентов. Банкам, для того чтобы противостоять ухудшению операционной среды, необходимо наращивать капитализацию, улучшать качество кредитного портфеля, диверсифицировать и удешевлять ресурсную базу, уделять повышенное внимание формированию адекватных запасов ликвидности. Но все же, задача регулятора – не наказывать, а продвигать лучшую мировую практику.

Копирование разрешается только со ссылкой на источник!